Алиса Ганиева
БЕЗ ИГРЫ И КРИВЛЯНИЙ
Вечер 17 реалистов
19 ноября в Центральном доме литераторов члены новоявленной "Группы 17 реалистов" вместе с единомышленниками возвестили приход нового реалистического утра. Фамилии всех семнадцати никто не оглашал, да и символика самого числа "семнадцать" осталась наполовину неразгаданной - все понимали, что основная цель собрания не в числе и не в фамилиях, а в чествовании зарождающегося, пардон, возрождающегося реализма. Термин "новый реализм", вызывающий там и тут дебаты о своей сомнительности, относительности и происхождении, все же состоялся. Теперь литераторов занимает развитие течения.
Вел вечер организатор группы, писатель Петр Алешкин вместе с главредом журнала "Поэзия" Львом Котюковым. Зачитывали манифест писателей-реалистов, разработанный еще на последней Франкфуртской книжной ярмарке. Как и во всех манифестах, здесь были и призыв, и восклицательность, предлагалось ликвидировать криминализм, антиэстетизм, иронично-несерьезные начала в литературе и сделать ее искренней. Кем-то были вспомянуты цитаты из франкфуртских газет - о том, что из России пахнуло свежим ветерком. Ветерком реализма.
В продолговатом чреве Малого зала булькали переваривающиеся мысли - разнообразная публика от Романа Сечина до Валерия Хатюшина горела энтузиазмом. Выступал председатель Московской писательской организации и профессор Литинститута Владимир Гусев. Убеждал собравшихся искать мистику не в вымышленных, а в существующих измерениях - в строении земного ядра и в разрезе листика, добавив, что публике сейчас нужна тургеневская "Ася".
На примере текстов молодых авторов, участвующих в различных литературных конкурсах, слетах, в Четвертом писательском форуме в Липках, видно, насколько выросли акции реализма. Это отметил и выступивший одним из последних Сергей Шаргунов. Вторичная, построенная на искажении классики литература постмодернизма от концептуалистов в прозе до макаронистов в поэзии уступает место первичной к объективному миру литературе реализма, отображающей мир таким, каков он есть, без игры и кривляний.
Однако эта игра дала нам не одного талантливого писателя. К сожалению, как и отметила во время последовавшего застолья Анна Козлова, реализм пока не может предложить по-настоящему достойной альтернативы. Однако силы и данные для этого, безусловно, есть, даже застолье обернулось неким бахтинским карнавалом. "Тризной по постмодернизму", как сказал Сергей Шаргунов.
Осталось лишь ждать, когда выйдет "Ася". Бог даст, доживем.
ОТВЕТ П. АЛЕШКИНА НА ЗАМЕТКУ АЛИСЫ ГАНИЕВОЙ
Алиса, милая девочка, сидела на вечере в окружении обаятельных молодых парней и, видимо, это соседство мешало ей сосредоточиться, поэтому она плохо слушала и понимала, что происходит в зале. Это извиняет многие ее искажения и неточности, которые она допустила в отзыве о вечере. Если, конечно, она не делала это сознательно, что хуже для нее. Каковы неточности?
1. Она пишет, что в манифесте якобы "предлагалось ликвидировать криминализм, антиэстетизм, иронично-несерьезные начала в литературе и сделать ее искренней". В манифесте группы 17 ничего подобного нет. Более того, на вечере говорилось, что "Группа 17" приветствует достижения во всех направлениях в современной русской литературе, ведь "чем больше различных течений, тем ярче будет гореть алмаз русской литературы в короне мировой культуры". Говорилось, что соперников у продолжателей традиций русского критического реализма нет, как не могут соперничать в легкой атлетике толкатели ядра с мастерами спортивной ходьбы. Разные задачи, разная техника.
Но этого Алиса не услышала или не захотела слышать, решила придумать то, чего не было. Потому никакой тризны по постмодернизму не было и не могло быть (дай Бог ему и его лидерам здоровья и долгой жизни, от этого русская литература будет только богаче и ярче).
2. На Франкфуртской книжной ярмарке была первая презентация "Группы 17". Об этом много говорилось на вечере. Объяснялось и название: просто семнадцать писателей реалистического направления в основном из провинции стали учредителями группы, потому и получилась "Группа 17". А теперь нас уже 47.
3. Имена членов группы постоянно звучали. Более того, не только говорилось об их книгах, но и показывали, особенно те, которые были изданы перед Франкфуртской ярмаркой, а только таких было 12 книг.
4. Что касается слов, что может скоро появится "Ася", то на них можно было бы ответить коротко: читать надо побольше, Алиса, читать не только модные однодневки, которые через год-два забываются навсегда, и не только модернистов, там "Ася" никогда не ночевала, там об ином идет речь, иные поднимаются проблемы, но и реалистов, и тогда, может, если, конечно, художественный вкус позволит, встретите и Вы, Алиса, и Аня в современной литературе не только "Асю", но и "Первую любовь", и "Отцов и детей", и "Бесов", и "Воскресенье" и т.п. Но сомневаюсь я в этом. Может, только лет через десять-пятнадцать при нормальном развитии шоры с глаз спадут. Сильно удручает малознание, зашоренность, душевная пустота юных критикес, неимоверная эгоистичность и самовлюбленность, отчужденность от страданий и радостей современных им людей. Потому-то они как бабочки однодневки появляются и немедленно исчезают не оставляя после себя следа.